Shorts — наказание или польза?
Короткие вертикальные ролики на YouTube набирают 6,5 млрд просмотров в день по всему миру.
Как работают алгоритмы Shorts на самом деле
Короткие вертикальные видео находятся на главной странице YouTube слева во вкладке Shorts, а также в подписках, результатах поиска и подборках по треку и хештегу. Хронометраж видео — не более 60 секунд. Все ролики закольцованы.
Алгоритмы видеосервиса уделяют внимание не контенту в роликах, а поведению пользователей относительно рекомендаций: не заинтересовался и пролистал дальше; остановился, чтобы взглянуть одним глазком; посмотрел до конца один раз или дважды. Благодаря таким алгоритмам завируситься может любой ролик — даже самый скучный на ваш или мой взгляд.
Порядок видео в ленте зависит от того, сколько процентов зрителей посмотрело их, а также от средней продолжительности и среднего процента просмотра. Также учитываются отметки «нравится» и «не нравится» и результаты опросов. Это официальная информация, на которую ссылается YouTube, однако всех тонкостей работы алгоритмов за пределами компании никто не знает.
В 2022 году компания Mozilla опровергла официальную версию YouTube, который заявлял, что алгоритмы площадки учитывают поведение пользователей. В Mozilla проанализировали семь месяцев активности 20 000 пользователей и пришли к выводу, что их действия в малой степени влияли на фильтрацию контента.
Так, 88% пользователей, кликнувших на кнопку «не нравится» к определенным роликам, продолжили видеть нежелательный контент в рекомендованном: подборки автокатастроф, прямые трансляции из зон боевых действий и т.д. После нажатия на кнопку «не интересно» тоже мало что поменялось: 89% зрителей всё равно предлагали нерелевантные видеоролики.
Зачем нужны новые форматы роликов на YouTube
В исследовании YouTube Culture & Trends Report 2023, в котором приняли участие зрители из 14 стран мира, говорится о том, что 68% опрошенных предпочитают смотреть видео интересующей тематики в разных форматах: длинные и короткие ролики одинаково интересны.
Аудитория ищет видео по настроению и определенным запросам, а не по хронометражу или ориентации экрана (вертикальной или горизонтальной). Поэтому блогеры стремятся адаптировать техники сторителлинга под разные форматы, чтобы охватить больше людей и получить больше возможностей для развития каналов.
Вертикальный формат более лёгкий, поэтому подходит для скроллинга. Например, когда нужно занять себя чем-то в пробке, очереди ко врачу или перерывах на работе. Длинные горизонтальные видео — более информативный формат. Часто с большим количеством участников, сцен, локаций и сюжетной линией. Такой контент нужен зрителям не только чтобы развлечься, но и узнать что-то новое.
В отличие от Shorts, горизонтальные видео предполагают демонстрацию окружения автора и разных обстоятельств жизни, а не отдельный её момент. Одна и та же аудитория может переключать внимание между разными форматами в зависимости от обстоятельств: уделить пять минут на работе для беглого знакомства с контентом или час дома, чтобы основательно изучить ролик.